Евангелизационные Ресурсы
Детское служение союза ЦХВЕ
Стили дисциплинирования
Поделиться:
Обучающий материал: Для проведения лагеря и послелагерной работы

Стили дисциплинирования

Стили дисциплинирования.

Дисциплина представляет собой сбалансированное сочетание двух факторов: поддержки и контроля. Поддержка – это проявление любви к детям. Контроль – это попечение о том, чтобы дети не переступали установленные границы поведени

                                                       Высокий уровень поддержки

 

                 ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ

Н

И            Всё позволяющий вожатый.

З

К                   Нет дисциплины

И

Й

Зона достижения низкого.

 

   АВТОРИТЕТНЫЙ                   В

Ы
Необходимые правила                С
   О
Дети уверенные, чувствуют себя         К
защищёнными                     И
Й
   Зона достижения высокого             .                                                         

К

О                  БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Н

Т            Безразличный вожатый

Р

О              Нет интереса, скука.

Л

Ь                     Зона провала

К
     АВТОРИТАРНЫЙ                   О
Н
 Авторитарный вожатый (тиран)          Т
Р
Много правил.                       О
Эмоциональное состояние детей - страх   Л
   Зона достижения низкого               Ь



Низкий уровень поддержки


1. Всё позволяющий вожатый. Этот вожатый предлагает детям большую поддержку, но низкий контроль. Чтобы завоевать авторитет у детей, он старается выполнять их желания. Его сильные стороны – максимум понимания и сострадания, однако дети могут злоупотреблять этим. Они обычно «садятся на шею» такому вожатому, но, по крайней мере, они уверены в его любви. Воспитанники ведут себя так же, как их наставник. Так как он не устанавливает границ поведения, взаимоотношения ухудшаются. Без дисциплины не может быть никаких достижений.

4. Авторитетный вожатый. Это оптимальный стиль дисциплинирования, при котором высокий уровень контроля сочетается с поддержкой и любовью. Чётко очерченные рамки придают детям чувство защищённости. К тому же, дети знают, что вожатый их любит и заботится о них. К сожалению, при работе с «трудными детьми» этот стиль не всегда является нашей естественной реакцией.

2. Безразличный вожатый. От такого вожатого дети практически не видят ни поддержки, ни контроля. Он слишком поглощён собственными проблемами и целями, чтобы уделять внимание детям. В его понимании идеальные дети – это те, которых не видно и не слышно. Поэтому его дисциплинарные меры направлены на то, чтобы дети причиняли как можно меньше беспокойства. Он не берёт на себя никакой ответственности, и так же поступают воспитанники, они такие же безразличные, как и он. Безразличие переходит в скуку, а с ней и разочарование, зачем они приехали в такой лагерь. Они начинают жаловаться.

3. Авторитарный вожатый. Этот вожатый жёстко контролирует детей, но слабо поддерживает их. Если бы раздавали призы за составление правил, то такой вожатый получил бы много призов.. у него много правил, а где много правил, там меньше понимание и доверие. Дети часто слушаются его только из чувства страха. Под его руководством отряд может достигать хороших результатов, но при этом плохо развиваются творческие способности и инициативность детей. Сначала его группа будет действовать хорошо, через страх он заставит их делать то, что необходимо, но потом….

Итак, какой стиль самый хороший? Можно ли всегда

Находиться в этой области?

Почему нельзя сделать:

Должен быть баланс.

Невозможно постоянно держаться на высоте.

Иногда допустимо проявить безразличие, так как мы

Люди. Но оно должно быть внешним. Внутренне должна быть готовность в какой-то момент начать действовать. Иногда необходима вседозволенность, но опять быстро в какой-то момент их необходимо возвратить на место. А почему иногда необходима авторитарность? Например: Какое-то ЧП. Приходится действовать быстро, нет времени принимать коллективное решение и тогда команда звучит для всех.

В этих всех случаях необходим баланс. Но когда все 4 квадрата одинаковы – баланс плохой. Он постоянно колеблется.

Как вы помните, Христос категорически выступал против греха, но в то же время проявлял огромную любовь к грешникам. Поэтому Его стиль можно назвать авторитетным. Как и в других сферах организации лагеря, в вопросах дисциплины мы также должны брать пример с Христа.

Как это ни удивительно, вторым по эффективности является все позволяющий стиль. Лучше позволять детям «ходить на головах» и любить их, чем использовать любые методы дисциплины без любви. Следовательно, нет ничего хуже авторитарного стиля, который тормозит все стороны развития детей.

Каков ваш стиль дисциплинирования?

Этот тест желательно пройти вместе со всей командой вожатых. Если вы будете знать, какие стили характерны для ваших вожатых, это поможет предотвратить многие проблемы в лагере. Вы сможете уделить «уязвимым местам» вожатых особое внимание на обучении, а также компенсировать разные стили за счёт мудрого подбора напарников, работающих в одном отряде.

Если вы будете использовать этот тест на собрании вожатых, постарайтесь не создавать никаких предварительных установок. Поощрите вожатых выбирать не «правильные» ответы, а те, которые были бы для них естественной реакцией в данной ситуации.

1) В лагере объявили шоу талантов. Каждый отряд должен представить свой номер. Что вы сделаете?

a) Представлю детям свободу – я уверен, что у них будет больше идей, чем у меня.

b) Подберу подходящую сценку, распределю роли и прослежу за тем, чтобы дети как следует их выучили.

c) Сообщу организаторам, что мы не будем принимать участие в шоу, так каку в нашем отряде никто не умеет показывать фокусы или исполнять акробатические номера.

d) Выслушаю предложения детей, помогу развить хорошие идеи.

2) Как лучше всего проводить тихий час в лагере?

a) Тихий час предназначен для отдыха, поэтому все должны спать.

b) Тихий час – это личное время детей, пусть занимаются, чем хотят, только тихо.

c) Так, чтобы это дало возможность отдохнуть и соответствовало правилам лагеря.

d) Вообще-то лучше, чтобы они спали, но если никто не хочет спать, то можно пойти на уступки.

3) В вашем отряде есть неформальный лидер, который держит всех в подчинении. Ваша реакция.

a) Хорошо, что у ребёнка есть лидерские способности. Я постараюсь привлечь его на свою сторону, тогда и мой авторитет возрастёт.

b) Нужно дать ему понять, что пока он в лагере, он должен подчиняться мне.

c) Постараюсь уделить особое внимание его духовному развитию, чтобы направить его лидерские способности в нужное русло.

d) Пока он не мешает нам на библейских уроках и организованных играх, нет повода для беспокойства.

4) Девочке не нравится в лагере, и она просит позвонить родителям, чтобы те забрали её домой. Ваши действия.

a) Стоит позвонить родителям, им виднее, что делать.

b) Наверное, ей одиноко, не хватает понимания и сочувствия. Буду уделять ей больше внимания.

c) Постараюсь заинтересовать её тем, что происходит в лагере, дам несколько ответственных поручений.

d) Объясню ей, что по правилам лагеря отдыхающим запрещается звонить домой и обязательно участвовать в лагерных мероприятиях. Она – не исключение.

5) Почему вы решили поехать в лагерь?

a) Хочется применить те способности, которые дал мне Господь.

b) Меня попросили в церкви, и я не смог отказать, зная, как не хватает сотрудников.

c) Хочется попробовать себя в руководящей должности.

d) Подумал, что это интересный способ провести лето.

6) Проходя по лагерю, вы видите, как дерутся двое подростков из чужого отряда. Ваша реакция.

a) Попрошу их прекратить драку и постараюсь поговорить с ним об их проблемах.

b) В таких случаях лучше не вмешиваться. Пусть разбираются со своим вожатым

c) Немедленно разниму их и добьюсь серьёзного наказания. Драки нельзя поощрять.

d) Разниму их, объясню, почему такое поведение недопустимо, и предоставлю окончательное решение проблемы их вожатому.

Ключ.

Подсчитайте свои баллы по разным стилям (за каждое совпадение с ключом засчитывается один балл). Вашим ведущим стилем дисциплинирования является тот, по которому вы набрали наибольшее количество баллов. Вполне возможно, что у вас будет одинаковое количество баллов по нескольким стилям. Важно выявить общие тенденции, поэтому обратите внимание на все стили, где вы набрали хотя бы два балла.

Всё позволяющий вожатый: 1а, 2г, 3а, 4б, 5б, 6а

Безразличный вожатый: 1в, 2б, 3г, 4а, 5г, 6б

Авторитарный вожатый: 1б, 2а, 3б, 4г, 5в, 6в

Авторитетный: 1г, 2в, 3в, 4в, 5а, 6г.

Скачать /upload/Стили дисциплинирования.doc


03.09.2014 в 11:59


Возврат к списку